ВЕБ-САЙТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙГОРОДА ПАВЛОДАРА
kense.oo.ap@pavlodar.gov.kz
140 000 Pavlodar, 25 Krivenko St.
32-21-67
телефон доверия/Call-центр
8 7182 32 19 37

Сайт отдела образования города Павлодара
«ПАВЛОДАР ҚАЛАСЫНЫҢ Б.МОМЫШҰЛЫ АТЫНДАҒЫ ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІ» ММ ГУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Б.МОМЫШҰЛЫ ГОРОДА ПАВЛОДАРА»
29-05-2020 17:10
«ПАВЛОДАР ҚАЛАСЫНЫҢ  Б.МОМЫШҰЛЫ АТЫНДАҒЫ ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІ» ММ ГУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Б.МОМЫШҰЛЫ ГОРОДА ПАВЛОДАРА»

Касимова Карлыгаш Файзулловна,учитель русского языка и литературы

Білім беру мазмұнын жаңарту жағдайында қазақ тілінде оқытатын мектептерде орыс тілі мен әдебиеті бойынша эссе жазу арқылы оқушылардың шығармашылық қабілеттерін және сыни ойлауын дамыту

Развитие творческих способностей и критического мышления у учащихся через написание эссе по русскому языку и литературе в школах с казахским языком обучения в условиях обновления содержания образования

              Актуальность педагогического опыта  заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, что способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов  обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры, что   является попыткой научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь письменно  так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение  задач критического мышления, связанных с развитием  познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.  Самым важным фактором реализации данного опыта является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно писать эссе и аргументировать собственную позицию по определенному вопросу.Сущность педагогического опыта: освоить методы и приемы по формированию творческих способностей, компетенции по критическому мышлению через написание эссе по русскому языку.

Новизна решения педагогической задачи: раскрыть содержание понятия «развитие творческих способностей», «развитие критического мышления» через написание  «эссе» по русскому языку и литературе в школах с казахским языком обучения в условиях обновления содержания образования.

Ведущая педагогическая идея: признать, что современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого и критического мышления, навыками грамотного письма в форме эссе.

Какие противоречия решает: противоречия между государственным стандартом и программой, где в школах с казахским языком обучения ведущим навыком является коммуникативный навык, навык говорения, а не письмо. Но в суммативных  оцениваниях за четверть и раздел есть обязательная проверка письменной речи в виде эссе.

Основные этапы педагогического опыта:

-изучение теоретической литературе по развитию творческих способностей,  критического мышления у  учащихся, выработка навыков написания эссе;

-формирование собственного опыта по данной теме;

-обобщающий этап.

     Практическое  значение опыта, практический эффект:

     - разработка задания творческого характера по стратегиям критического мышления, что предваряют  начальный этап работы по написанию эссе;

-  выработка  опытов  написания эссе, прозаическое сочинение со свободной композицией небольшого объема;

-обобщение   опыта с точки зрения, что эссе – есть показатель уровня интеллекта учащихся в условиях обновления содержания образования.

Перспективы развития:  Создание программы факультативного  курса для учителей русского языка и литературы по теме «Развитие творческих способностей и критического мышления у учащихся через написание эссе по русскому языку и литературе в школах с казахским языком обучения в условиях обновления содержания образования».

Цель исследования- это определение места эссе в системе работы по развитию речи, поиск наиболее эффективных средств, методов, приемов написания эссе.   Развитие таких навыков, как самостоятельное творческое и критическое мышление посредством  письменного изложения собственных мыслей через эссе на уроках русского языка и литературы.

Объект исследования:  система работы по обучению и  написанию творческих работ с использованием стратегии критического мышления через эссе.

Предмет исследования: творческое  и критическое осознание обучаемыми  темы эссе, научение четкому и грамотному формулированию  мысли, структурированию  информации, использованию основных  понятии, выделению причинно-следственных связей, иллюстрированию  опыта соответствующими примерами, аргументированию  своих выводов.

Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей и критического мышления через написание эссе на уроках русского языка и литературы будет эффективным, если будут:

  • выбраны эффективные творческие задания;
  • применены целенаправленные и оптимальные стратегии критического мышления;
  • ознакомлены обучающиеся со спецификой эссе.

Основная цель систематизации педагогического опыта и его обобщения – проведение исследования для определения места эссе в системе работы по развитию речи, поиска наиболее эффективных средств, методов, приемов написания эссе через развитие таких навыков, как самостоятельное творческое и критическое мышление.